Слово к учителям и
наставникам
Историческое исследование и
теоретическая реконструкция самоопределения человека в культурно-педагогическом
наследии Древней Руси, представленные в этой книге, являются первым подобным
целенаправленным опытом в современной отечественной педагогике и философии.
Для современных научных
представлений характерны различные понятия самоопределения. Автор этой книги,
следуя традиции русской философии, основывается на понимании самоопределения
человека как выражения субъективного стремления к совершенству, в ходе
которого человек, погружаясь в сферу надындивидуальных и абсолютных
ценностей, усваивает критерии ценностно-волевого выбора и идентифицирует себя в
соответствии с приобретенными критериями.
Методология исследования реализуется
в процессе философского анализа эволюции понятия совершенства в древнерусской
культуре.
Сообразно этапам
исторического развития в социальных поисках человека становятся приоритетными
те или иные аспекты совершенства, выраженные в силе, или чуде, или красоте и т.
п. В процессе выработки и переоценки понятий совершенства происходит
формирование такого общественного идеала, который сопряжен с идеей Абсолютного
Совершенства и задает единые критерии всеобщего ценностного выбора. Эволюция
понятия совершенства проявляется в изменении содержания критериев
ценностно-волевого выбора. Анализ изменения понятия совершенства позволяет
сделать выводы о логике развития концепции самоопределения человека.
Особенности изменения
понятия совершенства, ключевого для религиозного опыта, зафиксированы в
традиционном знании. Традиционное знание, передаваемое через определенное
число священных текстов, заключает в себе идею преемственности ценностного
опыта поколениями - идею, в сущности, глубоко педагогическую. С помощью
соответствующей методологии социально-педагогического анализа традиционное
знание (его содержание, формы, механизмы сохранения и передачи) рассматривается
как педагогическая философия своей эпохи. Такой подход позволяет нам,
рассматривая эволюцию понятия совершенства в системе культов и верований,
выраженных в древнерусской культуре, представить логику становления концепции
самоопределения человека.
Самоопределение человека
имеет в своей основе реализацию свободы выбора только в известных пределах. Реальное
самоопределение человека не может не быть обусловлено целым рядом причин и
закономерностей различного характера - природных, социальных, национальных,
исторических; оно включает в себя осознание разнообразных пределов бытия
человека в качестве объективных границ индивидуального ценностного, жизненного
и профессионального выбора.
Это подразумевает духовно-генетическую
самоидентификацию человека в родовом наследии и социальную самоидентификацию
в свете выдвигаемых социальных и социально-исторических требований.
В ходе самоидентификации
естественно встает вопрос о наследовании некоторой совокупности не только
природных признаков, но и категорий общественного наследия, например,
нравственных заповедей своей семьи или своей социальной среды, своей
национальной культуры. Таким образом, самоопределение человека по сути
является конкретно-историческим .
Осознавая
конкретно-историческую обусловленность своего бытия и его пределы, человек
устанавливает границы ценностного выбора, в которых он совершенно свободен в
проявлении своей индивидуальности, оставаясь в гармонии с обществом и с самим
собой.
В обретении реальной
абсолютной свободы для индивидуального самовыражения в конкретном ценностном
пространстве и состоит значение самоопределения человека. Самоопределение в
данном случае - это движение от неизбежно ограниченной личности к свободной
индивидуальности.
В связи с этим задача
самоопределения для человека состоит в том, чтобы учесть объективные условия и
ограничения своего бытия и установить адекватные пределы своего ценностного
выбора.
Самоопределение человека в
конкретно-историческом аспекте, как самоидентификация в общественном наследии,
укоренено в традициях рода, национальности, социума и т.д.; в результате чего
содержание общественного наследия оказывает существенное влияние на содержание
ценностного выбора человека, в частности на содержание критериев ценностного
выбора.
Это позволяет рассматривать
самоопределение человека в контексте исторических и этнокультурных традиций,
создающих условия, соответствующие менталитету народа и ценностям его духовной
культуры.
Для нас такой историко-культурной почвой выступает древнерусская эпоха, а именно ее педагогическое наследие, содержащее мировоззренческий идеал человека и идеал воспитания. Исходя из этого идеала определяются принципы воспитания и традиции самоопределения человека.