Слово к учителям и наставникам

Историческое исследование и теоретическая реконст­рукция самоопределения человека в культурно-педагоги­ческом наследии Древней Руси, представленные в этой кни­ге, являются первым подобным целенаправленным опытом в современной отечественной педагогике и философии.

Для современных научных представлений характерны различные понятия самоопределения. Автор этой книги, следуя традиции русской философии, основывается на по­нимании самоопределения человека как выражения субъек­тивного стремления к совершенству, в ходе которого чело­век, погружаясь в сферу надындивидуальных и абсолют­ных ценностей, усваивает критерии ценностно-волевого выбора и идентифицирует себя в соответствии с приобре­тенными критериями.

Методология исследования реализуется в процессе фи­лософского анализа эволюции понятия совершенства в древ­нерусской культуре.

Сообразно этапам исторического развития в социальных поисках человека становятся приоритетными те или иные аспекты совершенства, выраженные в силе, или чуде, или красоте и т. п. В процессе выработки и переоценки поня­тий совершенства происходит формирование такого обще­ственного идеала, который сопряжен с идеей Абсолютного Совершенства и задает единые критерии всеобщего ценно­стного выбора. Эволюция понятия совершенства проявля­ется в изменении содержания критериев ценностно-воле­вого выбора. Анализ изменения понятия совершенства по­зволяет сделать выводы о логике развития концепции само­определения человека.

Особенности изменения понятия совершенства, ключе­вого для религиозного опыта, зафиксированы в традицион­ном знании. Традиционное знание, передаваемое через оп­ределенное число священных текстов, заключает в себе идею преемственности ценностного опыта поколениями - идею, в сущности, глубоко педагогическую. С помощью соответ­ствующей методологии социально-педагогического анализа традиционное знание (его содержание, формы, механизмы сохранения и передачи) рассматривается как педагогичес­кая философия своей эпохи. Такой подход позволяет нам, рассматривая эволюцию понятия совершенства в системе культов и верований, выраженных в древнерусской культу­ре, представить логику становления концепции самоопре­деления человека.

Самоопределение человека имеет в своей основе реали­зацию свободы выбора только в известных пределах. Ре­альное самоопределение человека не может не быть обус­ловлено целым рядом причин и закономерностей различ­ного характера - природных, социальных, национальных, исторических; оно включает в себя осознание разнообраз­ных пределов бытия человека в качестве объективных гра­ниц индивидуального ценностного, жизненного и профес­сионального выбора.

Это подразумевает духовно-генетическую самоиденти­фикацию человека в родовом наследии и социальную само­идентификацию в свете выдвигаемых социальных и соци­ально-исторических требований.

В ходе самоидентификации естественно встает вопрос о наследовании некоторой совокупности не только природ­ных признаков, но и категорий общественного наследия, на­пример, нравственных заповедей своей семьи или своей со­циальной среды, своей национальной культуры. Таким об­разом, самоопределение человека по сути является конк­ретно-историческим .

Осознавая конкретно-историческую обусловленность своего бытия и его пределы, человек устанавливает границы ценностного выбора, в которых он совершенно свободен в проявлении своей индивидуальности, оставаясь в гармонии с обществом и с самим собой.

В обретении реальной абсолютной свободы для индиви­дуального самовыражения в конкретном ценностном про­странстве и состоит значение самоопределения человека. Самоопределение в данном случае - это движение от не­избежно ограниченной личности к свободной индивидуаль­ности.

В связи с этим задача самоопределения для человека состоит в том, чтобы учесть объективные условия и ограничения своего бытия и установить адекватные пределы сво­его ценностного выбора.

Самоопределение человека в конкретно-историческом аспекте, как самоидентификация в общественном наследии, укоренено в традициях рода, национальности, социума и т.д.; в результате чего содержание общественного насле­дия оказывает существенное влияние на содержание цен­ностного выбора человека, в частности на содержание кри­териев ценностного выбора.

Это позволяет рассматривать самоопределение челове­ка в контексте исторических и этнокультурных традиций, создающих условия, соответствующие менталитету народа и ценностям его духовной культуры.

Для нас такой историко-культурной почвой выступает древнерусская эпоха, а именно ее педагогическое наследие, содержащее мировоззренческий идеал человека и идеал вос­питания. Исходя из этого идеала определяются принципы воспитания и традиции самоопределения человека.

Hosted by uCoz