ТРАДИЦИИ И ОПЫТ-НАШЕ БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ
О
буднях Екатеринбургского СВУ рассказывает его начальник.
Полковник ЯКОВЛЕВ Владимир Станиславович назначен начальником Екатеринбургского СВУ 1 сентября 1999 года, когда за его плечами уже были 25 лет военной службы. Погоны же он надел и того раньше, поступив в 1971 году в Казанское суворовское училище. Потом была учеба в Казанском танковом, офицерская служба на должностях от командира танкового взвода до командира танковой дивизии. Еще была учеба в Бронетанковой академии и даже переход ненадолго в пехоту – в 1996 году полковник Яковлев командовал 276-м мотострелковым полком в Чечне.
В январе у суворовцев началась
третья учебная четверть, в связи с чем с полковником Яковлевым побеседовал наш
корреспондент.
Владимир Станиславович, с какими достижениями вступило Екатеринбургское
СВУ в третье тысячелетие?
Двухтысячный учебный год мы
завершили неплохо. 21 суворовец закончил курс с золотой или серебряной медалью.
Все 100 % наших выпускников поступили в
военные вузы, причем не только в военные институты, но и в самые престижные
военные академии и университеты. По итогам года наше училище заняло второе
место среди суворовских и нахимовских училищ страны в связи с чем нам была
вручена Почетная грамота начальника Генерального штаба Вооруженных сил России.
Думаю, это неплохие достижения.
А пользуются ли у ваших выпускников популярностью военные вузы
Уральского региона?
Конечно. Военные институты
Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени у нас традиционно выбирают до трети всех
выпускников. Кстати, для того чтобы ребята делали осознанный выбор, мы
регулярно организуем их коллективные выезды в гарнизоны, воинские части разных
родов войск и в военные вузы Уральского военного округа. Сегодня, например,
курсанты Екатеринбургского артиллерийского института выполняют на полигоне
учебно-боевые стрельбы и, по традиции, командование института пригласило
принять в них участие суворовцев, которые в дальнейшем пожелают учиться на
офицеров-артиллеристов. Изъявили такое желание более 50 человек и сейчас они
вместе с курсантами находятся на артиллерийском полигоне.
Полагаю, что вам в вашей работе очень помогает, что в прошлом вы сами
были суворовцем. А если сравнить Казанское и Екатеринбургское СВУ, суворовскую
жизнь тех лет и сегодняшнюю ?
Казанское училище я,
конечно, вспоминаю с особой теплотой по вполне понятным причинам. Есть и
объективные обстоятельства говорить, что кое-что там было лучше. Например, там
СВУ занимает территорию в три раза большую по размеру, чем имеем мы здесь, а
это позволяет совершенствовать учебно-материальную базу, особенно спортивную. В
Казанском СВУ уже три десятка лет назад имелся, например, свой плавательный
бассейн, а мы об этом можем только мечтать. Правда и Екатеринбургское СВУ имеет
свои преимущества перед Казанским. У нас лучше оборудованы и технически
оснащены многие учебные классы, есть капитально отремонтированные и
перестроенные в прошлом году с учетом самых современных требований спортивный и
танцевальный залы, столовые. Наша училищная библиотека насчитывает 70 тысяч
книг. А еще в 2000 году мы создали специальный класс этики и эстетики, подобных
которому пока нет ни в одном суворовском или Нахимовском училище страны.
В последнее время среди множества различных общественных организаций
все громче заявляют о себе различные кадетские братства и союзы. Как вы к ним относитесь?
Хорошо отношусь. Ведь они
объединяют бывших суворовцев, людей с самых юных лет приученных к жизни в
коллективе. Наше училище активно взаимодействует с «Союзом кадет Урала»,
который возглавляет полковник запаса Александр Бубнов. Только за последние
месяцы союз помог нам провести День училища, новогодний кадетский бал,
различные спортивные соревнования и турниры. А еще они учредили ежемесячную
премию для поощрения отличников учебы- три премии для трех лучших суворовцев по
одному с каждого курса. Для ребят это очень хороший стимул к повышению
успеваемости.
А как, кстати, обстоят дела с успеваемостью в училище?
К сожалению, с каждым годом
все труднее работать с ребятами, так как снижается качество самого поступающего
к нам контингента. Ведь 40 % поступивших в училище в 2000 году воспитывались в неполной семье с одним
родителем, 42 мальчика-круглые сироты, а их мы принимаем вне конкурса. Кроме
того, последние годы система образования в нашей стране находится в процессе
постоянного реформирования и реорганизации. Например, появилось множество
различных лицеев, гимназий и т.д. А что такое тот же «лицей с углубленным
изучением иностранного языка»? Это школа, где ради углубленного изучения того
же английского языка, сокращены часы на изучение физики, математики. И
наоборот, в лицее с углубленным изучением математики сокращают часы на изучение
литературы, языка, истории. Теперь представьте, что к нам приходят и из тех и
из других, а у нас учебная программа сбалансирована, чтобы развивать ребят
всесторонне. Возникают проблемы. Но, тем не менее, мы их решаем. Например, во
всех классах выпускного курса за первое полугодие неуспевающих у нас нет. 25 суворовцев
выпускного курса учатся на одни пятерки и претендуют на получение по выпуску
медалей. Среди отличников могу назвать вице-сержантов Евгения Жуйкова и Максима
Рыженкова, суворовца Игоря Герасимова… Впрочем, всех перечислять можно долго.
Аттестат, полученный в СВУ- это престижно, знания здесь дают добротные.
Но как вы относитесь к идее расширения сети кадетских корпусов? Например, к
созданию в Екатеринбурге такого корпуса?
К этой идее я отношусь
отрицательно. Кое-где такие корпуса поспешили создать, а сейчас серьезные
проблемы возникли в Омском и Санкт-Петербургском кадетских корпусах.
Кронштадтский военно-морской корпус в этом году даже не набирал кадет из-за
возникших там финансовых проблем. У нас есть хорошо отлаженная, прошедшая
проверку временем система Суворовских и Нахимовских училищ, бесценным
достоянием которых являются накопленный опят и традиции, огромный потенциал
воспитания и обучения. Они находятся в полном ведении министерства обороны, что
способствует их четкой и слаженной работе. А кадетские корпуса создают за счет
средств местных администраций при выделении им от минобороны офицеров-
командиров, преподавателей и воспитателей. К чему это приводит мы видим на
примерах Омска, Кронштадта… Лучше увеличить набор в существующие СВУ. В наше училище
можно было бы набирать дополнительно еще три роты. По одной на каждый курс.
Сторонники создания кадетских корпусов утверждают, что поскольку в СВУ
принимают ребят только с 14 лет, то корпуса нужны для обучения в них ребят с
10-ти, а то и с 7-ми летнего возраста…
Не думаю, что в этом есть
необходимость. Именно 9-й, 10-й и 11-й классы – это тот возраст, когда человек
определяется с выбором жизненного пути, выбором профессии и дальнейшей судьбы.
Это в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы в СВУ
принимали с 4 класса, чтобы как-то пристроить десятки тысяч детей погибших
воинов. Сейчас задачи Суворовских училищ изменились.
Вы сказали, что опыт и традиции обучения и воспитания суворовцев -
бесценное достояние СВУ. Назовите, пожалуйста, лучших носителей этого опыта.
Могу отметить старшего
преподавателя [химии подполковника Михаила Проскурякова, преподавателей
русского языка Елену Петрову, физики- Надежду Дубинину, математики- Элеонору
Трушкину, командиров подразделений подполковников Анатолия Фещука и Владимира
Кузьменко, офицеров-воспитателей майоров Юрия Галкина и Евгения Булгакова,
помощников воспитателей прапорщиков Викторию Потапову и Марину Кузьмич, старшин
рот старших прапорщиков Олега Михалева и Алексея Турова. Достойных того, чтобы
их труд был отмечен, в нашем училище очень много, так что не буду утомлять
ваших читателей зачиткой этого длинного списка.
Записал: Леонид ПОЗДЕЕВ