ТРАДИЦИИ И ОПЫТ-НАШЕ БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ

 

О буднях Екатеринбургского СВУ рассказывает его начальник.

            

 

    Полковник ЯКОВЛЕВ Владимир Станиславович назначен начальником Екатеринбургского СВУ  1 сентября 1999 года, когда за его плечами уже были 25 лет военной службы. Погоны же он надел и того раньше, поступив в 1971 году в Казанское суворовское училище. Потом была учеба в Казанском танковом, офицерская служба на должностях от командира танкового взвода до командира танковой дивизии. Еще была учеба в Бронетанковой академии и даже переход ненадолго в пехоту – в 1996 году полковник Яковлев командовал 276-м мотострелковым полком в Чечне.

 

 

             В январе у суворовцев  началась третья учебная четверть, в связи с чем с полковником Яковлевым побеседовал наш корреспондент.

 

 

Владимир Станиславович, с какими достижениями вступило Екатеринбургское СВУ в третье тысячелетие?

 

Двухтысячный учебный год мы завершили неплохо. 21 суворовец закончил курс с золотой или серебряной медалью. Все 100  % наших выпускников поступили в военные вузы, причем не только в военные институты, но и в самые престижные военные академии и университеты. По итогам года наше училище заняло второе место среди суворовских и нахимовских училищ страны в связи с чем нам была вручена Почетная грамота начальника Генерального штаба Вооруженных сил России. Думаю, это неплохие достижения.

 

А пользуются ли у ваших выпускников популярностью военные вузы Уральского региона?

 

Конечно. Военные институты Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени у нас традиционно выбирают до трети всех выпускников. Кстати, для того чтобы ребята делали осознанный выбор, мы регулярно организуем их коллективные выезды в гарнизоны, воинские части разных родов войск и в военные вузы Уральского военного округа. Сегодня, например, курсанты Екатеринбургского артиллерийского института выполняют на полигоне учебно-боевые стрельбы и, по традиции, командование института пригласило принять в них участие суворовцев, которые в дальнейшем пожелают учиться на офицеров-артиллеристов. Изъявили такое желание более 50 человек и сейчас они вместе с курсантами находятся на артиллерийском полигоне.

 

Полагаю, что вам в вашей работе очень помогает, что в прошлом вы сами были суворовцем. А если сравнить Казанское и Екатеринбургское СВУ, суворовскую жизнь тех лет и сегодняшнюю ?

 

Казанское училище я, конечно, вспоминаю с особой теплотой по вполне понятным причинам. Есть и объективные обстоятельства говорить, что кое-что там было лучше. Например, там СВУ занимает территорию в три раза большую по размеру, чем имеем мы здесь, а это позволяет совершенствовать учебно-материальную базу, особенно спортивную. В Казанском СВУ уже три десятка лет назад имелся, например, свой плавательный бассейн, а мы об этом можем только мечтать. Правда и Екатеринбургское СВУ имеет свои преимущества перед Казанским. У нас лучше оборудованы и технически оснащены многие учебные классы, есть капитально отремонтированные и перестроенные в прошлом году с учетом самых современных требований спортивный и танцевальный залы, столовые. Наша училищная библиотека насчитывает 70 тысяч книг. А еще в 2000 году мы создали специальный класс этики и эстетики, подобных которому пока нет ни в одном суворовском или Нахимовском училище страны.

 

В последнее время среди множества различных общественных организаций все громче заявляют о себе различные кадетские братства и  союзы. Как вы к ним относитесь?

Хорошо отношусь. Ведь они объединяют бывших суворовцев, людей с самых юных лет приученных к жизни в коллективе. Наше училище активно взаимодействует с «Союзом кадет Урала», который возглавляет полковник запаса Александр Бубнов. Только за последние месяцы союз помог нам провести День училища, новогодний кадетский бал, различные спортивные соревнования и турниры. А еще они учредили ежемесячную премию для поощрения отличников учебы- три премии для трех лучших суворовцев по одному с каждого курса. Для ребят это очень хороший стимул к повышению успеваемости.

 

А как, кстати, обстоят дела с успеваемостью в училище?

         

        К сожалению, с каждым годом все труднее работать с ребятами, так как снижается качество самого поступающего к нам контингента. Ведь 40 % поступивших в училище в 2000 году  воспитывались в неполной семье с одним родителем, 42 мальчика-круглые сироты, а их мы принимаем вне конкурса. Кроме того, последние годы система образования в нашей стране находится в процессе постоянного реформирования и реорганизации. Например, появилось множество различных лицеев, гимназий и т.д. А что такое тот же «лицей с углубленным изучением иностранного языка»? Это школа, где ради углубленного изучения того же английского языка, сокращены часы на изучение физики, математики. И наоборот, в лицее с углубленным изучением математики сокращают часы на изучение литературы, языка, истории. Теперь представьте, что к нам приходят и из тех и из других, а у нас учебная программа сбалансирована, чтобы развивать ребят всесторонне. Возникают проблемы. Но, тем не менее, мы их решаем. Например, во всех классах выпускного курса за первое полугодие неуспевающих у нас нет. 25 суворовцев выпускного курса учатся на одни пятерки и претендуют на получение по выпуску медалей. Среди отличников могу назвать вице-сержантов Евгения Жуйкова и Максима Рыженкова, суворовца Игоря Герасимова… Впрочем, всех перечислять можно долго.

 

Аттестат, полученный в СВУ- это престижно, знания здесь дают добротные. Но как вы относитесь к идее расширения сети кадетских корпусов? Например, к созданию в Екатеринбурге такого корпуса?

 

К этой идее я отношусь отрицательно. Кое-где такие корпуса поспешили создать, а сейчас серьезные проблемы возникли в Омском и Санкт-Петербургском кадетских корпусах. Кронштадтский военно-морской корпус в этом году даже не набирал кадет из-за возникших там финансовых проблем. У нас есть хорошо отлаженная, прошедшая проверку временем система Суворовских и Нахимовских училищ, бесценным достоянием которых являются накопленный опят и традиции, огромный потенциал воспитания и обучения. Они находятся в полном ведении министерства обороны, что способствует их четкой и слаженной работе. А кадетские корпуса создают за счет средств местных администраций при выделении им от минобороны офицеров- командиров, преподавателей и воспитателей. К чему это приводит мы видим на примерах Омска, Кронштадта… Лучше увеличить набор в существующие СВУ. В наше училище можно было бы набирать дополнительно еще три роты. По одной на каждый курс.

 

Сторонники создания кадетских корпусов утверждают, что поскольку в СВУ принимают ребят только с 14 лет, то корпуса нужны для обучения в них ребят с 10-ти, а то и с 7-ми летнего возраста…

 

Не думаю, что в этом есть необходимость. Именно 9-й, 10-й и 11-й классы – это тот возраст, когда человек определяется с выбором жизненного пути, выбором профессии и дальнейшей судьбы. Это в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы в СВУ принимали с 4 класса, чтобы как-то пристроить десятки тысяч детей погибших воинов. Сейчас задачи Суворовских училищ изменились.

 

Вы сказали, что опыт и традиции обучения и воспитания суворовцев - бесценное достояние СВУ. Назовите, пожалуйста, лучших носителей этого опыта.

 

Могу отметить старшего преподавателя [химии подполковника Михаила Проскурякова, преподавателей русского языка Елену Петрову, физики- Надежду Дубинину, математики- Элеонору Трушкину, командиров подразделений подполковников Анатолия Фещука и Владимира Кузьменко, офицеров-воспитателей майоров Юрия Галкина и Евгения Булгакова, помощников воспитателей прапорщиков Викторию Потапову и Марину Кузьмич, старшин рот старших прапорщиков Олега Михалева и Алексея Турова. Достойных того, чтобы их труд был отмечен, в нашем училище очень много, так что не буду утомлять ваших читателей зачиткой этого длинного списка.

 

 

                                                                                        Записал: Леонид ПОЗДЕЕВ

 

 

 

 

 

                

                          

Hosted by uCoz