Моим
прадедам Святославу и Пересвету,
деду
Петру Андреевичу,
матери
Лианне Разумовской, сыну Даниле
и
внукам Радиму, Радомиру и Звениславе
От автора
Внуки Даждьбога... Последнее
упоминание о них, дошедшее до нас в письменных источниках, содержит в себе
знаменитое «Слово о полку Игореве». Самое первое упоминание - сокрыто в
глубинах веков и тысячелетий. Обойди сегодня всю нашу страну - наперечет будут
люди, способные объяснить смысл этих слов. А если еще исключить из этого числа
специалистов, так или иначе связанных с изучением славянской мифологии...
Сколько людей живет, забыв о
том, что они и есть «внуки Даждьбога», потомки славян. С какой бездумной легкостью
уже далеко не первое поколение отказалось от этого трудного священного долга и
великой когда-то почести - быть славянином, быть внуком Даждьбога, внуком Бога
Справедливости и Света! Эти слова похожи на начало какого-нибудь современного
популярного романа в стиле «фэнтези». Действительно, то, что составляло смысл
жизни человека, нашего далекого предка и соотечественника, более тысячи лет
назад (незначительный срок в масштабах истории!), сегодня стало даже не
сказкой, которую с благодарностью и прилежным вниманием слушают хотя бы дети,
даже не легендой, в которой чуткое сердце всегда найдет отблеск древней яви, -
этот смысл в сознании потомков оказался сведенным в. одно с вычурной выдумкой
удачливых мастеров, плодовито творящих фантастические хроники из жизни
древних миров.
Будущая Русь, Российская
империя, Россия строилась трудами «Дажьбожьего внука», крепла его подвигами,
украшалась по замыслам добродушных и отважных славяноруссов, веривших в
дружбу и сотворчество со своими богами - с оживляющим мир и умножающим его формы
Родом, мудрым Сварогом, яростным Перуном-громовержцем, светлым и яснооким
Даждьбогбм, строгой Макошью. По их заветам воспитывали наши предки своих детей
свободными духом и влюбленными в свою Родину, которую они хранили от
многочисленных завоевателей, вызывая изумление У соседних народов своей
выносливостью, преданностью, стойкостью в борьбе с врагом. Об этом повествуют
многие летописи, рассказы, свидетельства древних иноземных историков и
путешественников.
Сегодня нас отделяет от наших предков не только толща времени, но и скопище измышлений, как намеренно лживых, так и опасно небрежных, рисующих славяно-руссов в образе диких варваров-язычников в пору пришествия на Русь «новых богов» христианства. Не в силах сломить их в бою, враги действовали хитростью, обманом, подвергая репрессиям, наступившим после принятия христианства на Руси. Под проповеди ненасилия стирались самыми разными, в том числе и грубыми, способами все упоминания о призвании внуков Даждьбога, сама память о них.
И хотя существует немало
документов и изысканий, способных рассказать многое о жизни и святынях наших
предков, учебники, по которым обучалось не одно поколение детей, представляют
славян до принятия христианства в виде невежественных племен. В последнее время
появилось немало исследований о культуре древних славян, о славянском
язычестве, с возросшим вниманием рассматривается возрождение народной
педагогики, осуществляется знакомство детей со старинными обычаями и обрядами,
но собственно ценностное мировоззрение славяно-руссов, их принципы духовного
воспитания детей не становятся предметом познания.
Казалось бы, удивительный
воспитательный арсенал славян давно должен быть востребован, изучен и применен
их потомками для противостояния бездуховности, самой обыкновенной трусости и
стяжательству, присущим современной жизни России, для воспитания у детей
патриотизма, исторической памяти, верности своим истокам, своему духовно-историческому
наследию.
Ценностная дезинтеграция
современного российского общества, растущая утрата национальных традиций и идеалов
влияет как на педагогическое содержание самой действительности, так и на
аксиологию воспитания. Это выражается в мировоззренческом вакууме, присущем
значительной части молодежи, в растерянности взрослых, которые не могут
определить абсолютные, безусловные ценности, идеалы. Большинство родителей и
учителей не знают, какие идеалы воспитывать в детях, одурманенных вульгарной телерекламой,
стоящих на грани наркомании, разврата, бандитизма или уже перешедших эту
грань.
Аксиологическая
неопределенность является главным препятствием в решении центральной задачи
воспитания - развития у молодого поколения ценностного самосознания,
способности к самостоятельному самоопределению, обоснованному выбору.
В свете этой
задачи особое значение приобретает обращение к истокам русской духовности, а
именно к этнокуль-туре и педагогическому наследию славяно-руссов и Древней
Руси. Нам нужно вспомнить, что мы - внуки Даждьбога, хотим мы этого или нет;
мы - внуки славян, «гордые внуки славян», как писал Александр Пушкин.
Вспомнить, что это наше призвание, долг и честь, и попытаться понять, в чем оно
состоит и может состоять в нынешние времена.
В этой книге
мы обратимся к проблеме самоопределения человека в этнокультурном наследии
Древней Руси, посмотрим, что представляло из себя самоопределение «славяно-русского
язычника» как осознанный ценностный выбор в стремлении к совершенству, что
было совершенством для наших предков, и наконец, увидим, что наследие славян
как живая вода способно лечить страшные раны нашего времени, освещая, подобно
солнцу, жизнь современных детей в одной из российских школ, которые знают, что
они - внуки Даждьбога и будущее своей Родины.