Моим прадедам Святославу и Пересвету,

деду Петру Андреевичу,

матери Лианне Разумовской, сыну Даниле

и внукам Радиму, Радомиру и Звениславе

 

 

От автора

 

Внуки Даждьбога... Последнее упоминание о них, до­шедшее до нас в письменных источниках, содержит в себе знаменитое «Слово о полку Игореве». Самое первое упо­минание - сокрыто в глубинах веков и тысячелетий. Обойди сегодня всю нашу страну - наперечет будут люди, способ­ные объяснить смысл этих слов. А если еще исключить из этого числа специалистов, так или иначе связанных с изу­чением славянской мифологии...

Сколько людей живет, забыв о том, что они и есть «вну­ки Даждьбога», потомки славян. С какой бездумной легко­стью уже далеко не первое поколение отказалось от этого трудного священного долга и великой когда-то почести - быть славянином, быть внуком Даждьбога, внуком Бога Спра­ведливости и Света! Эти слова похожи на начало какого-нибудь современного популярного романа в стиле «фэнтези». Действительно, то, что составляло смысл жизни чело­века, нашего далекого предка и соотечественника, более тысячи лет назад (незначительный срок в масштабах исто­рии!), сегодня стало даже не сказкой, которую с благодарно­стью и прилежным вниманием слушают хотя бы дети, даже не легендой, в которой чуткое сердце всегда найдет отблеск древней яви, - этот смысл в сознании потомков оказался сведенным в. одно с вычурной выдумкой удачливых масте­ров, плодовито творящих фантастические хроники из жиз­ни древних миров.

Будущая Русь, Российская империя, Россия строилась трудами «Дажьбожьего внука», крепла его подвигами, укра­шалась по замыслам добродушных и отважных славяно­руссов, веривших в дружбу и сотворчество со своими бога­ми - с оживляющим мир и умножающим его формы Ро­дом, мудрым Сварогом, яростным Перуном-громовержцем, светлым и яснооким Даждьбогбм, строгой Макошью. По их заветам воспитывали наши предки своих детей свободны­ми духом и влюбленными в свою Родину, которую они хра­нили от многочисленных завоевателей, вызывая изумление У соседних народов своей выносливостью, преданностью, стойкостью в борьбе с врагом. Об этом повествуют многие летописи, рассказы, свидетельства древних иноземных ис­ториков и путешественников.

Сегодня нас отделяет от наших предков не только тол­ща времени, но и скопище измышлений, как намеренно лживых, так и опасно небрежных, рисующих славяно-руссов в образе диких варваров-язычников в пору прише­ствия на Русь «новых богов» христианства. Не в силах сломить их в бою, враги действовали хитростью, обманом, подвергая репрессиям, наступившим после принятия хри­стианства на Руси. Под проповеди ненасилия стирались самыми разными, в том числе и грубыми, способами все упоминания о призвании внуков Даждьбога, сама память о них.

И хотя существует немало документов и изысканий, спо­собных рассказать многое о жизни и святынях наших пред­ков, учебники, по которым обучалось не одно поколение детей, представляют славян до принятия христианства в виде невежественных племен. В последнее время появи­лось немало исследований о культуре древних славян, о славянском язычестве, с возросшим вниманием рассматри­вается возрождение народной педагогики, осуществляется знакомство детей со старинными обычаями и обрядами, но собственно ценностное мировоззрение славяно-руссов, их принципы духовного воспитания детей не становятся пред­метом познания.

Казалось бы, удивительный воспитательный арсенал славян давно должен быть востребован, изучен и применен их потомками для противостояния бездуховности, самой обыкновенной трусости и стяжательству, присущим совре­менной жизни России, для воспитания у детей патриотизма, исторической памяти, верности своим истокам, своему ду­ховно-историческому наследию.

Ценностная дезинтеграция современного российского общества, растущая утрата национальных традиций и идеа­лов влияет как на педагогическое содержание самой дей­ствительности, так и на аксиологию воспитания. Это выра­жается в мировоззренческом вакууме, присущем значитель­ной части молодежи, в растерянности взрослых, которые не могут определить абсолютные, безусловные ценности, идеалы. Большинство родителей и учителей не знают, какие идеалы воспитывать в детях, одурманенных вульгарной те­лерекламой, стоящих на грани наркомании, разврата, банди­тизма или уже перешедших эту грань.

Аксиологическая неопределенность является главным препятствием в решении центральной задачи воспитания - развития у молодого поколения ценностного самосознания, способности к самостоятельному самоопределению, обосно­ванному выбору.

В свете этой задачи особое значение приобретает обра­щение к истокам русской духовности, а именно к этнокуль-туре и педагогическому наследию славяно-руссов и Древ­ней Руси. Нам нужно вспомнить, что мы - внуки Даждьбо­га, хотим мы этого или нет; мы - внуки славян, «гордые внуки славян», как писал Александр Пушкин. Вспомнить, что это наше призвание, долг и честь, и попытаться понять, в чем оно состоит и может состоять в нынешние времена.

В этой книге мы обратимся к проблеме самоопределе­ния человека в этнокультурном наследии Древней Руси, посмотрим, что представляло из себя самоопределение «сла­вяно-русского язычника» как осознанный ценностный вы­бор в стремлении к совершенству, что было совершенством для наших предков, и наконец, увидим, что наследие славян как живая вода способно лечить страшные раны нашего времени, освещая, подобно солнцу, жизнь современных де­тей в одной из российских школ, которые знают, что они - внуки Даждьбога и будущее своей Родины.

>>

Hosted by uCoz